Ска

Ска (англ. Ska) — музыкальный стиль, появившийся на Ямайке в конце 1950-х гг. Возникновение стиля связано с появлением звуковых установок (англ. «sound systems»), позволявших танцевать прямо на улице.

Звуковые установки — не просто стереоколонки, а своеобразная форма уличных дискотек, с ди-джеями и их передвижными стереосистемами, с возраставшей конкурентной борьбой между этими ди-джеями за лучший звук, лучший репертуар и так далее.

Для стиля характерен раскачивающийся ритм 2/4, когда гитара играет на четные удары барабанов, а контрабас или бас-гитараподчеркивает нечетные. Мелодия исполняется духовыми инструментами, такими, как трубатромбон и саксофон. Среди мелодий ска можно встретить джазовые мелодии.

Развитие

Музыка ска обрела популярность к середине 60-х гг. В 1964 году в рамках Всемирной выставки в Нью-Йорке в качестве музыкального символа Ямайки были представлены исполнители ска. Если первоначально ска было под большим влиянием американского ритм-энд-блюза и рок-н-ролла, то с середины 60-х ска стало вбирать элементы соул, что привело к трансформированию ска в рокстеди (19661968) — музыку с другим, более медленным ритмом

Ска первой волны

В начале шестидесятых годов пластинки с мелодиями ска стали появляться в Англии - сначала как импорт с Ямайки, а позже и на новых английских лейблах - Planetone, Island, Blue Beat и других. Их слушали рабочие доков, в дальнейшем —моды и скинхеды.

Первые ска песни условно называют в современном мире — ска первой волны.

В Англии часто используется термин блюбит, для обозначения первых ямайских пластинок, который берет своё название от дочернего лейбла Melodisc Records — Blue Beat, созданного для выпуска новой Ямайской музыки. Продукция лейбла в этот период состояла из смеси ямайского и американского ритм-энд-блюза, ска и джаза.

Через полтора десятилетия проигрыватели появились в каждом доме, поэтому массовых танцев стало меньше. Так прошла пора «первой волны» ска.

Ска второй волны

В 1970-е гг. в Великобритании появились музыканты, перепевавшие ска первой волны, повторяя первоначальные ритмы и звучание. Это британское ска явилось «второй волной» (именуемое «2-Tone» от названия одноименного лейбла, которое в свою очередь символизировал состав ска-оркестров, где играли чёрные и белые музыканты). Среди наиболее популярных новых британских ска-групп были The SpecialsMadnessThe Beat.

Концерты исполнителей «2-Tone» вызвали переиздание старых пластинок. Возобновились концерты ямайских музыкантов, игравших ска за десять лет до эпохи «2-Tone».

Ска третьей волны

«Третья волна» (англ. Third wave ska) — термин, которым принято обозначать новую волну ска-музыки в 80-90-х гг. В данный период происходит смешение ска с такими жанрами, как панк-рок, джаз, хардкор и другими. Термин впервые появился в 1989 году. Его авторство приписывается ведущим музыкальной радиопрограммы «Ska Parade» Тейзи Филлипсу (Tazy Phyllipz) и Альбино Брауну (Albino Brown).

Одной из первых ска-групп третьей волны можно считать нью-йоркскую группу The Toasters , также можно выделить The Slackers,The UptonesFishboneOperation IvyLet's Go BowlingBim Skala BimMighty Mighty BosstonesSublimeReel Big FishSka-p.

Среди рекорд-лейблов этого времени такие, как Moon Ska Records (основан в 1981 году фронтменом группы The Toasters Робертом Хингли), Megalith Records (основан в 1996 году им же), Asian Man RecordsHellcat RecordsStomp Records.

Дизайн «2-Tone»

В качестве символики ска чаще всего используется клетчатый рисунок с обложек пластинок «2-Tone Records». Значки с таким рисунком не редкость на ска-концертах. На интернет-сайтах чёрно-белая «клеточка» может быть частью оформления.

Этот дизайн был создан участниками группы The Specials для своего лейбла Two Tone. В своей книге басист группы Хорас Пантер пишет:

it was Jerry who used the idea of black and white check (an old mod op-art motif - one of the simplest decorative patterns in the world)