Духовная музыка

Духо́вная му́зыка — музыка религиозного характера, предназначенная для исполнения во время молитвбогослужений и в быту. Духовная музыка, как правило, пишется на основе или под влиянием текстов религиозного содержания (напр.: Библии).

Направления и жанры духовной музыки

  • Григорианский хорал,
  • Органная музыка,
  • Музыка для других музыкальных инструментов,
  • Музыка для оркестра и солистов,
  • Музыка для оркестра, солистов и органа,
  • Музыка для хора, оркестра, солистов и органа
  • Хоровая (a-capella),
  • Хоровая с инструментальным сопровождением,
  • Сольная (a-capella),
  • Сольная с инструментальным сопровождением,
  • Богослужебная (Литургическая) музыка,
  • Духовная музыка для использования вне богослужения,
  • Молитвенно-медитативная музыка

Каббалистическая музыка — в некоторых направлениях каббалы — выражение духовного ощущения каббалистов. По мнению последователей этого направления, каждая мелодия соответствует определенному духовному состоянию и выражает два состояния автора: стремление к ощущению высшего мира, и радостное ощущение абсолютного совершенства и покоя от слияния с Высшим.


Месса — музыкальное произведение, которое представляет собой собрание частей католической литургии латинского обряда, тексты которой положены на музыку для одноголосного или многоголосного пения, в сопровождении музыкальных инструментов или без, для музыкального сопровождения торжественного богослужения в Римско-католической церкви и протестантских церквях высокогонаправления, например, в Церкви Швеции.

Мессы, представляющие собой музыкальную ценность, также исполняются вне богослужения на концертах, более того многие мессы позднейшего времени специально сочинялись либо для исполнения в концертном зале, либо по случаю какого-либо торжества.

История

Автограф первого листа «Credo» Мессы И.С. Баха

Уже с XIV века многоголосные церковно-музыкальные композиции создавались главным образом на основе неизменяемых частей мессы. Первая авторская месса на полный текст ординария была написана Гийомом де Машо — Месса Нотр-Дам (Messe de Notre Dame) — ок. 1350 года. К концу XIV века музыка к 6 частям ординария заняла главенствующее положение в иерархии музыкальных жанров. Среди месс этого периода преобладают мессы на Cantus firmus. Автором первой мессы на единый cantus firmus для всех частей считается английский композитор Джон Данстейбл, а вершиной развития таких месс было творчествоЖоскена Депре (ок. 20 месс), который также был одним из первых, кто использовал прием пародии.

В XVI веке заимствованная музыка в мессе перемешивалась с сочиненной заново, тем самым образуя тип мессы-пародии. Писались они большинством композиторов позднего Возрождения, в т.ч. ПалестринойЛассо и др. Тогда же получили распространение иные типы - каноническая месса и месса-паравраза, основанные на свободном использовании григорианских напевов. В XV—XVI веках сложилась также органная месса, где вокальные части чередуются с частями исполняемыми на органе, позднее органные мессы предполагали солирующую роль органа в сопровождении, но есть также органные мессы, где вокальные части вовсе заменены органными обработками, например, Органная месса И.С. Баха.

В XVII—XVIII веках было усилено концертное начало: расширилась роль сопровождающего пение оркестра, появились облигатные инструментальные партии, исполнение некоторых фрагментов поручалось солирующим голосам, в итоге сложилась т.н. месса-кантата, в которой отдельные части мессы, в основном длинные Gloria и Credo делятся на несколько частей.

В эпоху венских классиков важную роль отвели различным симфоническим методам развития, а в эпоху романтизма большое внимание уделялось оркестровке. Мессы сочинялись также на протяжении XX века, основываясь как на традициях, так и на новых течениях в музыке.

Современная история

В 1996 году шведским композиторов Фредриком Сикстеном была написана «Месса в стиле джаз», на шведском языке, которая в 1998 году была исполнена на богослужении в шведской церкви в Венерсборге. Видеозапись мессы была показана на шведском телевидении и получила много положительных отзывов в прессе.

В 2006 году в Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии была впервые совершена месса под аккомпанемент тяжёлой металлической музыки, подобные богослужения получили название Металлическая месса (фин. Metallimessu) и стали проводиться в разных финских церквях, собирая массы людей.

Структура мессы

Основной структурой музыкальной мессы является ординарий — неизменяемый текст латинского католического богослужения, который состоит из следующих частей:

Большинство месс написано на эти латинские тексты, но есть также мессы, написанные на тексты в переводе на другие языки.

Богослужение, во время которого исполняется музыкальная месса, т.е. все части ординария полностью поются, — Торжественная месса или Высокая месса («Высокая месса» — в протестантском направлении Высокой церкви). Если неизменяемые части мессы не поются, а полностью или частично читаются, такое богослужение — Тихая месса или Низкая месса.

Некоторые композиторы не писали мессы целиком, а писали кантату на одну неизменяемую часть мессы. Из наиболее известных — Kyrie соль минор RV 587Gloria RV 589 иCredo ми минор RV 591 Антонио ВивальдиGloria FP 177 Франсиса Пуленка.

Состав исполнителей

Состав исполнителей мессы долгое время определялся эпохой, предписанными церковным руководством (заказчиком) указаниями, канонами и традициями, но мог быть и по желанию самого композитора, поэтому мессы по своему составу весьма разнообразны. До XIX века мессы писались исключительно для мужчин, высокие партии в которых исполнялись мальчиками (дискант, альт) или мужчинами-контратенорами, а также кастратами, что важно учитывать при аутентичном исполнении.

Основные хоровые составы:

  • Мужской хор
  • Хор мальчиков, юношей и мужчин
  • Смешанный хор
  • Детский хор

Дополняющие разновидности:

  • А капелла (в т.ч. мессы Григорианского пения)
  • Струнное, оркестровое и/или органное сопровождение
    • дублирующее хоровое многоголосие по партитуре
    • гармонирующий аккомпанемент одноголосному пению
    • отдельные партии для инструментов
  • Два хора
  • Вокальные и/или инструментальными солисты

Типы месс

Известные мессы


Григорианское пение (лат. cantus gregorianusангл. Gregorian chantфр. chant grégorienнем. gregorianischer Gesangитал. canto gregoriano), григорианский хорал[1], cantus planus — традиционное литургическое пение римско-католической церкви[2].

Термин «григорианское пение» происходит от имени Григория I Великого (папа Римский в 590—604 годах), которому средневековая традиция приписывала авторство большинства песнопений римской литургии. Реально роль Григория ограничивалась, по-видимому, лишь составлением литургического обихода, возможно, антифонария. Слово хорал в русском языке используется многозначно (часто в смысле четырёхголосной обработки церковных песен лютеран, также в музыковедческих трудах — в словосочетании «хоральный склад» [подразумевается, многоголосия]), поэтому для обозначения богослужебной монодии католиков целесообразно пользоваться аутентичным средневековым термином cantus planus (что можно перевести по-русски как «плавный распев», «ровный распев», «простой распев» и т. п.).

Главные особенности

Григорианский хорал (фрагмент)

Григорианское пение одноголосно, хотя в ходе исторического развития григорианский хорал лёг в основу многоголоснойевропейской музыки: от органума и дисканта вплоть до мессывысокого Возрождения.

По степени распева (богослужебного) текста песнопения подразделяются на силлабические (1 тон на слог текста),невматические (2-3 тона на слог) и мелизматические (неограниченное количество тонов на слог). К первому типу относятся речитативные возгласы, псалмы и большинство антифонов оффиция, ко второму — преимущественно интроитыкоммунио (причастный антифон) и некоторые ординарные песнопения мессы, к третьему — большиереспонсории оффиция и мессы (т. е. градуалы), трактыаллилуйи и др.

По типу исполнения григорианское пение подразделяется на антифонное (чередование двух групп певчих, так исполняются, например, все псалмы) и респонсорное (пение солиста чередуется с пением ансамбля/хора). Община в богослужебном пении в целом участие не принимает (за исключением некоторых общих молитв). Ладово-интонационная основа григорианского пения — восемь модальных ладов, называемых также церковными тонами.

Григорианский хорал нельзя воспринимать как абсолютную музыку, сущность его — распев молитвословного текста, омузыкаленная (или даже «озвученная») молитва. Именно текст обусловливает ритмику хорала, включая тончайшие ритмические нюансы (например, небольшое удлинение или уменьшение длительностей, легкие акценты внутри групп из кратких звуков и т. д.).

Языковая основа григорианского пения — латынь; отдельные песнопения пелись на греческом языке, а в Хорватии и Чехии допускался также старославянский язык. Тексты брались в основном из латинской Библии (Вульгаты), больше других использованы тексты псалмов (полностью или отдельных стихов); удельный вес и особенночастотность использования свободно сочинённых текстов в богослужебном распеве католиков (около 300 гимнов, 5 «тридентских» секвенций) незначительны. ПослеВторого Ватиканского собора григорианские песнопения допускается исполнять на любых современных языках, в т. ч. на русском.

Существует несколько диалектов мелодики григорианского пения.

Исторический очерк

В основных чертах григорианское пение сложилось на территории современной Франции, Южной Германии, Швейцарии и Северной Италии в VIII—IX веках (в результате отбора, переработки и унификации различных богослужебных напевов). В григорианском пении синтезированы древнейшие интонационные формулы восточно-средиземноморских музыкальных культур, элементы староримской, галликанской, амвросианской церковно-певческих традиций, фольклор германских и кельтских племен.

Самые ранние рукописи григорианского пения (конец VIII века) содержат только тексты (в том числе, тонарии, выполнявшие роль памятки для певчих). От IX века до нас дошли первые нотные рукописи. Первоначально григорианское пение записывалось при помощи безлинейной невменной нотации, на основе которой в XII веке возникла линейная квадратная нотация. К XII—XIII векам григорианское пение утвердилось от Британских островов до западно-славянских стран (Польша, Чехия).

С XIII века богослужебное пение западных католиков получило название cantus planus (буквально «плавный» или «ровный» распев) — подразумевается, одноголосный распев с ненотированным ритмом, в противовес cantus mensuratus (или mensurabilis, буквально «размеренный», т. е. мензурированный или мензуральный), т. е. многоголосной музыке с зафиксированным в нотации ритмом. Ныне термином cantus planus (англ. plainchant и т. д.) нередко называют совокупность всех традиций и «диалектов» григорианского пения.

В позднем Средневековье, в эпоху Возрождения, в музыке барокко и в XVIII—XIX веках cantus planus послужил тематической и конструктивной основой многоголосной музыки (в т. ч. и особенно как Cantus firmus). В песнопениях появились мелодические обороты, существенно отличающиеся от первоначальных форм. Реконструкция аутентичных текстов и мелодий григорианского пения началась во второй половине XIX века усилиями французских ученых-бенедиктинцев в привела к появлению так называемых солемских (от Солемского аббатства во Франции) изданий градуалаантифонария и других обиходных певческих книг. К григорианскому пению примыкают также памятники средневековой латинской гимнографии — тропысеквенции, строфические гимны оффиция и др.

В Новое время особенно популярные распевы (Salve ReginaTe DeumStabat mater и др.) использовались и вне богослужебной практики, некоторые из них (особенно частоDies irae) приобрели символическое значение и широко внедрялись «светскими» композиторами в свои опусы.

Начиная с 1980-х гг. предпринимаются попытки «исторических реконструкций» локальных традиций григорианского пения — амвросианскоймозарабскойбеневентанской, староримской (например, интерпретации ансамбля «Органум» под руководством Марселя Переса). Поскольку нотные рукописи локальных традиций имеют более позднее происхождение (XII—XVI вв.), чем древнейшие рукописи григорианского пения, такие реконструкции носят гадательный характер. Григорианское пение используется также представителями популярной музыки (EnigmaGregorianLesiem).


Благовещенский кондакарь, один из древнейших русских сборниковкондаков (XII-XIII века)

Правосла́вная му́зыка — просторечное словосочетание, обычно обозначающее музыку, связанную в первую очередь с богослужениемвизантийского обряда в Православной Церкви. Как правило, речь идет о православном пении или певческом искусстве.

Делится на несколько видов:

  • древняя — распевы, возникшие во времена Византии (византийский распев у греков и другие богослужебные распевы у прочих православных народов, входивших в её состав или находившихся под её религиозно-культурным влиянием), на Кавказе (например —грузинский распев и проч.), на Западе (до Великой схизмы), а также в Древней Руси: знаменные, столповые, и др. распевы
  • партесная (многоголосная) — зародилась в XVII веке на Украине и Белоруссии под влиянием католической партесной музыки, затем сXVIII века стала распространяться и в России. Богослужебную партесную музыку писали многие композиторы, например —Д. С. Бортнянский, Рахманинов (знаменита его «Всенощная») и др.
  • духовные стихи и псалмы (песни на духовные темы) — не богослужебная

Знаменные распевы

Термин «Знаменные распевы» происходит от слова знамя — знаки особой древнерусской безлинейной нотации — крюки (певческие знамена, похожие на крючки). Первоначально были созданы на основе византийской безлинейной невменной нотации.

До сих пор по знаменным нотам поют в Старообрядческой Церкви. Существуют отдельные энтузиасты, пытающиеся возродить знаменные распевы и в РПЦ.

Партесное пение

Партесное пение (от лат. partes — голоса) — тип церковного пения, в основе которого положено многоголосное хоровое исполнение композиции. Количество голосов может быть от 3 до 12, а может достигать 48.

Духовные стихи

Духовные стихи — песни каликов перехожих, скитские песни старообрядцев, псалмы (переложение псалмов царя Давида на стихотворный лад). Пример духовных стихов. Духовные стихи пелись под разные музыкальные инструменты, в основном жалейки, гудки, колёсные лиры или гусли. Духовные стихи исполнялись каликами перехожими — калечными людьми, не имеющими другой возможности заработать себе на хлеб. Калики перехожие совершали паломничества к святым местам, были очень честными и набожными людьми.

Церковная музыка в творчестве профессиональных композиторов

Некоторые русские композиторы, творившие церковную музыку: Н. П. Дилецкий (XVII век); А. Л. ВедельМ. С. БерезовскийД. С. Бортнянский (XVIII век); П. И. ЧайковскийС. В. РахманиновА. Т. ГречаниновА. А. АрхангельскийП. Г. Чесноков (XIX век); А. Д. КастальскийГ. В. СвиридовВ. А. Гаврилин (XX век) и др.

 


Го́спелгоспелз (англ. Gospel music — евангельская музыка) — жанр духовной христианской музыки, развившийся в первой трети XX века в США. Обычно различают негритянский госпел и белый госпел. Общим является то, что и тот и другой родились в средеметодистских церквей американского Юга.

Белый госпел

История жанра

Белый госпел как жанр сугубо религиозной музыки развился в конце XIX века из смешения народных мелодий и христианских гимнов. Со временем госпел обрёл полноправную нишу на рынке музыкальной индустрии. Одними из первых успешных исполнителей госпел был коллектив Carter Family, чьи пластинки в 1920-30-е гг. пользовались большой популярностью.

Негритянский госпел

Жанр негритянского госпел развился в 1930-е гг. в афроамериканской церковной среде и продолжал традицию спиричуэлс. Спиричуэлс отличается живостью, иногда используются танцевальные ритмы. Больше спонтанных реплик, больше импровизации. Королевой жанра заслуженно считается Махалия Джексон, которая единолично перенесла негритянский госпел из церквей Чикаго на всемирное обозрение. Её последовательницей стала Делла Риз, неоднократно попадавшая со своими хитами в американские чарты.

Госпел в популярной сценической музыке

В популярной музыке госпел исполнялся также такими исполнителями как Рэй ЧарльзЭлвис ПреслиЛитл РичардДжонни Кэш

 


Спири́чуэлсспиричуэл (англ. Spirituals, Spiritual music) — духовные песни афроамериканцев. Как жанр спиричуэлс оформился в последней трети XIX века в США в качестве модифицированных невольничих песен негров американского Юга (в те годы употреблялся термин «джубилиз»).

Источником негритянских спиричуэлс являются духовные гимны, завезённые в Америку белыми переселенцами. Тематику спиричуэлс составляли библейские сюжеты, которые приспосабливались к конкретным условиям повседневной жизни и быта негров и подвергались фольклорной обработке. Они сочетают в себе характерные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика с ярко выраженной полиритмией, глиссандовые звучания, нетемперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами американских пуританских гимнов, возникших на англокельтской основе. Спиричуэлс имеют вопросо-ответную (респонсорную) структуру, выражающуюся в диалоге проповедника с прихожанами. Спиричуэлс значительно повлияли на зарождение, формирование и развитие джаза. Многие из них используются джазовыми музыкантами в качестве тем для импровизаций.