Освоение вокальных навыков у учащихся начальных классов

Песенный материал призван выполнить определенную методическую роль в процессе освоения музыкальной грамотности детьми дошкольного и младшего школьного возраста. При соответствующем педагогическом подходе этот материал выборочно может быть использован для работы с учащимися среднего и даже старшего школьного возраста, так как кроме эмоционального воздействия, он прежде всего служит средством целенаправленного приобретения вокальных и слуховых навыков.

Целенаправленное и планомерное освоение вокальных навыков включает:

  • Постепенное расширение диапазона.
  • Освоение различных штрихов исполнения на различных нюансах в различных темпах.
  • Работу над умением пользоваться всеми регистрами своего голоса - от грудного до фальцета и т.п.

Для развития слуховых способностей и приобретения соответствующих навыков предполагается:

Постепенное освоение ладомелодических связей от  самых  простых до ладоинтервальных.

На начальном этапе необходимо прежде всего почувствовать основные формирующие ладовое ощущение тонико-доминантовые связи:

  • V-1, VI-V-1
  • 1V-VI-1
  • IV- V-1, V-1
  • V-IV-I, VI -V -I
  • V- VI- VII -I
  • VI - V-1
  • VI - VII -1
  • VII -1

Поэтому и построение мелодий начальных песен базируется на наиболее часто встречающихся мелодических сочетаниях:

  • III - II - I (Д2), II - I (Д2), VII - I (Д65)
  • V - I или V - IV - III - II -1 (Д65)
  • VI - V -1 (Д7), IV - III -1 (Д7)

Однако, при общем ощущении Т - Д тяготений, эти ступени могут быть прочувствованы на достаточно сложных гармонических сочетаниях:

  • Развитие функционального и гармонического слуха.
  • Развитие метроритмического чувства.

Помогая освоить чисто технологические задачи, песенный материал служит начальным пособием для знакомства с основными средствами музыкальной выразительности с методами их анализа.

Этапы работы над песней:

  1. Сначала воспроизводится с текстом (совместно с учащимися в процессе выявления характера ее исполнения осознается ее интерпретация).
  2. Далее исполняется с названиемнот (в разных тональностях). Интонация песни осваивается в секвенциях.
  3. Работа над ритмом (проговаривание, пропевание с ритмическими слогами, с метрической пульсацией).
  4. В это же время проводится работа по вычленению и осознанию основных средств музыкальной    выразительности,    помогающих    передаче    определенного эмоционального   состояния.   Эта   работа   происходит   на   основе   контрастного эмоционального сопоставления. Например, медленная песня исполняется в подвижном темпе, или меняется ее регистр, или исполняется разным тембром, с различными
  5. Штрихами, в разных ладах и т.п.
  6. Кроме   работы   по   восприятию   и   осознанию   средств   музыкальной выразительности в это время разбирается стихотворный текст песни, лексика, фонетика.
  7. Если есть возможность, подбираются средства выразительности подобного образа в произведениях живописи, литературы, других музыкальных произведениях или подбираются определенные жесты, выражения лица, движения тела в ритмических упражнениях.
  8. Кроме целенаправленной вокально-хоровой работы данные песни предполагают работу по планомерному освоению интонационных и метроритмических трудностей, а так же определенных теоретических понятий.


КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ОБРАЗОВ ИЗ СКАЗОК-КОНСПЕКТОВ

1. ШТРИХИ.

Жили-были маленькие зверьки. Их было три брата.

МАРКАТО-ТОЛКАТО (был самый храбрый и злой).

СТАККАТО-ПРЫГАТО (самый легкий, но тоже умел злиться).

ЛЕГАТО-ДЕЛЕГАТО (Лентяй)

И была у них тетушка, которую звали НОН ЛЕГАТО.

Она казалась ленивой, но это было не так.

2. НЮАНСЫ.

Тихий зверек - ПИАНО. Громко ревущий зверь - ФОРТЕ. Лиса, говорящая на человеческом языке:

- не очень тихо - МЕЦЦО-ПИАНО;

- не очень громко - МЕЦЦО-ФОРТЕ


3. Скользкая рыба, вымазанная в глине и хитрая, как лиса, называлась ГЛИССАНД&

4.Мелкие, очень быстрые птицы назывались ПАССАЖИ.

5. Жила-была добрая волшебница тетушка ВАРИАЦИЯ. Она все время варила яйца и
делала из них краски и одежду. Кроме того, она умела так изменить одного и того же
человека, что его не сразу можно было узнать. Например, у кого-то она сначала
изменит форму носа, затем цвет глаз, потом прирастит огромные уши и т. д. А то
начнет разукрашивать его различными ТЕМБРАМИ - красками звука.

6. Часто приходившие к царице ТОНИКЕ говорили ей хвалебные речи. Но у царицы
от них иногда болела голова. Тогда она вытаскивала особый знак, похожий на
молнию  mce_markernbsp; , и говорящий на время смолкал.

7. В море жил морской Царь, которого звали ДИАПАЗОН. Он был очень широкий, а
главное мог говорить различными голосами, как самым низкими (похожими на
рычание медведя), так и самыми высокими (похожими на пенье птиц или писк
комара). Если диапазон говорил очень тонким и высоким голосом, то у него
включался высокий регистр, и все, кто находился рядом с ним, становились
добрыми, маленькими, а иногда даже окрашивались в белый цвет или становились
прозрачными. Если ДИАПАЗОН говорил нормально и не злился, то он включал
средний регистр. В это время все, его окружавшее становилось праздничным, ярким.
Если ДИАПАЗОН включал низкий регистр и начинал говорить грубым голосом, все
вокруг становились толстыми, злыми, старыми, их лица и одежда окрашивались
сначала в коричневый, а затем в черный цвет.